Путешествие в Дагестан

Вкусный отдых в Дагестане

«Гастрономические путешествия Руслана Лагутина»

Когда мы выехали из Астрахани в Махачкалу начала портиться погода. Небо посмурнело и насупилось. Где-то в Калмыцкой степи нас таки застала сильная гроза. Спрятаться было негде. Населённых пунктов не было и приходилось править только вперед, на грозу.

Представляете, прямая как стрела двухполосная дорога. Ничего живого вокруг и только наша машина мчится сквозь ливень, а вокруг хлещут молнии и порывы ветра угрожают сбросить наглую коробочку с дороги. Только дворники на лобовом стекле мечутся как бешеные, пытаясь помочь хоть что-то разглядеть.

Останавливаться рискованно, потому что машина в голой степи верная мишень для молнии. А ещё дорога! Дальнобои с постоянным перегрузом успели наделать в ней небольшие колеи, в которых стоят лужи. Их надо объехать, чтобы не сорваться в аквапланирование и не улететь в кювет или на встречку, где хоть очень редко, но кто-то проезжал. И так километров 150!

Но слава богам! Кончилось все хорошо и на территории Дагестана погода начала улучшаться. Дождь прекратился, выглянуло солнышко и мы перевели дух.

Первое знакомство с Дагестаном

На въезде в Дагестан прошли блокпост с контролем документов. Суровые и вежливые парни в бронежилетах с автоматами останавливают все машины и препровождают водителей в спецпомещение с окошечками для проверки документов. Я прошёл контроль быстро.

Проголодавшись, решили остановиться в селении с интересным названием Кочубей, ибо там на карте значилось несколько рейтинговых кафе. Мы заехали в одно из них – крохотное заведение по прозвищу «Лакомка».

Пятидесятилетняя дагестанка встретила нас радушно, с улыбкой и сразу предложила присесть. Меню оказалось совсем маленьким. Мы заказали национальное дагестанское блюдо – хинкал и чай.

Хинкал в Дагестане
Такого вкусного хинкала, как в крохотной «Лакомке», я в Дагестане больше не едал

Хинкал – вареное мясо (говядина или баранина) и кусочки теста. С ним подается бульон в стакане и соус а-ля горлодер. Забегая вперед признаюсь, такого вкусного хинкала, как в крохотной «Лакомке», я в Дагестане больше не едал. Порции оказались большущие и съесть все мы просто не смогли, забрали с собой. Кстати, цены ни о чем.

Знакомство с Махачкалой

Первым нашим заведением в столице Дагестана Махачкале стал бар «Штаб». Одно из редких заведений Дагестана с алкоголем. Несмотря на то, что в республике несколько Винно-Коньячных заводов, алкоголь здесь практически не употребляют, ибо ислам запрещает.

Бар Штаб
Интерьер бара «Штаб», г. Махачкала

«Штаб» – это закрытый бар, находящийся в подвале за толстой железной дверью со звонком. Звонишь, а там спрашивают:

– Кто тама?

– Свои! – Отвечаешь.

сервировка в Штабе
Вариант «штабной» сервировки, г. Махачкала, Дагестан

Тут же дверь отворяется, и ты попадаешь в храм еды и выпивки. Цены по меркам Дагестана высокие, в связи с раритетностью алкогольного заведения, да ещё за обслуживание гребут 15% Народа, соответственно, немного, а еда довольно вкусная.

Махачкалинский рынок и другие виды столицы Дагестана

Цены на фрукты и овощи такие же как у нас (в Тольятти). Где-то даже дороже за счет того, что нам везут много из средней Азии. Говядина – 350₽, баранина 400-500₽. Я спросил: «А что баранина такая дорогая, или это не ваши отары бродят по горам и долинам?» А местные ответили, что еще недавно баранина была гораздо дешевле, но в последнее время ее очень активно закупает Иран, Турция, Татарстан. Они цены и подняли.

Рынок в Махачкале
Махачкалинский рынок

Рыба тоже дорогая. Я все ходил, приценивался к кутуму (крупная Каспийская рыба семейства карповых) для употребления под пивко, но цена более 1000₽ за кг отпугнула меня (я в Астрахани вяленую тешу осетра за 1000₽/кг взял).

Какой он типичный общепит Дагестана

Типичный дагестанский общепит безалкогольный. В меню каждого кафе есть блюда национальной кухни: хинкал, чуду (пирог с тонким тестом, с начинкой из мяса или творога, или зелени и т.д.). И конечно же чай и кофе. Чая и кофе в Дагестане невообразимое количество видов и сортов. Если алкоголь под запретом, надо же его чем-то заменять в застольях. По этой же причине в Дагестане много десертов и сладостей. Даже я, не особый их почитатель, с удовольствием попивал чаек с пахлавой или цукатами.

Общепит в Дагестане
Традиционный общепит Дагестана
Дагестанское чаепитие
В Дагестане не бывает застолья без чая

Не ресторанами едиными…

Будучи в Махачкале, поехали на экскурсию, которая оказалась очень насыщенной. Посетили  Сулакский каньон с чаепитием на берегу Чиркейского водохранилища и гонками на катерах по каньону.

На берегу Чиркейского водохранилища в Дагестане
Чаепитие на берегу Чиркейского водохранилища

Это было сногсшибательно. Примерно в течение получаса мы на скоростном катере рассекали по каньону, изредка останавливаясь на фотосессии в наиболее красивых мест. Наш рулевой, время от времени, при поворотах на скорости, ложил катер на бок, при этом наши женщины восторженно визжали.

Чиркейское водохранилище
Прогулка на катерах по каньону

Следующая остановка этой экскурсии – «Главрыба». Это развлекательный комплекс с ресторанами, аттракционами, форелевым хозяйством, конюшней и т.д. У нас по расписанию здесь был обед. На обед подавали естественно форель, а ещё картошку, овощи, сладости, компот и травяной дагестанский чай. Все очень прилично.

Ресторанный комплекс Главрыба
Рекомендации «Главрыбы» как одеваться

Рекомендации «Главрыбы» как одеваться. Нужно уважать правила и моральные кодексы той земли, куда вы приехали. Ведь со своим уставом в чужой монастырь не ходят и мы тоже старались соблюдать здешний кодекс.

Кто не был в Гунибе, тот не видел Дагестан

Так вот, ответственно заявляю, мы Дагестан видели!

Селение располагается на горе, на высоте 1500-1800м. Дома в большинстве одноэтажные, но есть и трехэтажные здания, несколько кафешек, магазинчиков, есть музей и МФЦ. В кафе и магазинах алкоголя нет, везде висят объявления по этому поводу.

Гуниб
Кто не был в Гунибе, тот не видел Дагестан

Когда прогуливались по Гунибу, к нам подкатил мальчуган на самокате и стал настойчиво рекламировать магазин своего отца.

– А есть ли в магазине вино? – спросили мы.

– Конечно! – последовал ответ. И мы зашли в маленький магазинчик.

– А где у вас вино?

– Пройдите за мной. – Ответил хозяин и провёл нас вглубь помещения, за прилавок, где у него хранилась жидкая валюта. Выбор был немалый. Тут тебе и водка, и коньяк, и виски, и, конечно, вино. Цены в полтора-два раза выше обычных, но вы же находитесь высоко в горах, чего же хотите? Само собой взяли.

Традиционный магазин в Дагестане в глубинке
В Дагестане такие объявления с «нет» встречаются практически на каждом магазине

Что такое пах-пах?

По приезде в Гуниб, осмотрелись и пошли искать где бы подкрепиться. Набрели на небольшое кафе, где в меню было только несколько местных блюд: хинкал, чуду и т.п.

Мы с этими блюдами были хорошо знакомы. Заказали и не разочаровались – вкусно, много, недорого. Ещё меня всегда подкупала натуральность местных продуктов, уж здесь то точно никакой химии! А воздух какой! И все это вкупе оказывало такое положительное влияние на организм, что даже при обильных возлияниях, я не болел с похмелья! А это все-таки показатель!

Так что такое пах-пах? Это когда наливаешь чай, поднимаешь чайник высоко и тоненькая струйка (чайники в Дагестане с узким горлышком), ударяясь о чай в армуде (чайная кружечка), говорит: «Пах-пах». При этом, как утверждают, чай насыщается кислородом и становится особенно полезным.

Дагестанское чаепитие
Вот так делается пах-пах

Когда мне это показали, я тут же это повторил.

«Адат» – ресторан на горной круче

В Гунибе посетили ещё одну локацию, отмеченную на моей карте – ресторан «Адат».

Ресторан Адат
В ресторане «Адат», Гуниб

Отличное заведение. Единственный, на мой взгляд, по-настоящему серьезный ресторан в Гунибе. Интересная солидная обстановка, несколько террас, большой зал с печью, в которой пекут некоторые из блюд. Мы расположились на самой крайней террасе, прямо на краю пропасти, где потрясающий вид на горы.

Ресторан Адат в Дагестане
С такими видами блюда в Дагестане обретают особую пикантность

Обслуживание оказалось хорошим и предупредительным. Нас встретили как дорогих гостей. Меню большое. Мы взяли мякоть и, так называемые, «пистолеты» из баранины (по факту – каре на косточке), греческие салаты, домашний лимонад.

Все было вкусно, баранина свежая и нежная, лимонад, как в лучших ресторанах Москвы, хлеб с пылу с жару, прямо из печи.

Имейте в виду, алкоголя, как и в большинстве заведений Дагестана, здесь нет. Зато барная карта представлена хорошим набором авторских чаев и лимонадов. Ещё здесь околачивается банда кошек, которые будут сидеть с немым укором у вас под столом в ожидании чуда. Мое сердце не выдержало и я поделился бараниной с серым котенком, с бельмом на одном глазу.

Цены в «Адат» средние, немаленькие для Гуниба. Мы за все заплатили 1800 ₽. Ресторан вызвал у нас полный восторг, очень жаль что мы зашли сюда в последний день нашего пребывания в Гунибе.

Здравствуй, древний Дербент!

Погостив Гунибе, мы отправились в древний Дербент.

В Дербенте много кафе и ресторанов, но лишь немногие из них подают алкоголь.

Ресторан Хаял
Интерьер ресторана «Хаял», в Дербенте

Самый большой, солидный и веселый – ресторан «Хаял», здесь алкоголь в наличии (поэтому и веселый). Меню большое и достаточно дорогое. Администратор солидный и серьезный, а вот официанты шаляй-валяй, то за каждой салфеткой бегут, то не дозовешься. И меню не знают. В ответ на вопросы беспомощно разводят руками. Но огромный плюс этого заведения – его певцы, джигит с голосом в пять октав и девушка-красавица с сильным и нежным вокалом. Эта пара – харизма ресторана. Их бы на шоу «Голос», чтобы страна увидела.

Блюдо в ресторане Хаял
Вариант сервировки блада в ресторане Хаял, Дербент

Обстановка ресторана красивая и комфортная, а большинство блюд вкусны. Я поставил «Хаялу» твердую четверку. Здесь здорово и весело, осталось только обслуживание подтянуть.

Прогулки по Дербенту

В Дагестане спокойно. Очень спокойно. Часто гуляли поздно вечером. По пути попадались толпы пацанов, но никогда никто не проявлял агрессию и неуважения.

Дербент богат достопримечательностями. Мы посетили крепость Нарын-кала, видели ханские бани, подземную тюрьму и каменные саркофаги крепости.

Экраноплан Лунь в Дагестане
Инстаграм звезда Дербента экраноплан «Лунь»

Разумеется, увидели Инстаграм звезду Дербента экраноплан «Лунь»

Не оценивай по одежке!

Вдоволь насмотревшись достопримечательностей Дербента, мы проголодались и зашли в «Кафе у фонтана».

Кафе, мягко говоря, неброское. Я даже не стал фотографировать обстановку. Но рейтинг неожиданно высокий. Решили поверить отзывам и зашли.

Официант оказался очень услужлив и хорошо разбирался в меню. Заказали мы много, ибо цены совсем невысокие: целую кефаль на гриле, люля из баранины, салаты, овечий сыр, лимонад, бутылку вина и что-то ещё, уже не помню. Все оказалось очень вкусным. Особенно меня поразил салат Цезарь, самый неказистый из всех мной виденных и самый вкусный.

блюдо в в «Кафе у фонтана»
Сервировка сыра в «Кафе у фонтана», г. Дербент
Кафе у фонтана в Дербенте
Сервировка блюда в «Кафе у фонтана» в Дербенте

В итоге заплатили 2000, но объелись и еще с собой забрали.

Я уже давно заметил, что самая вкусная еда либо в дорогих ресторанах, либо вот в таких неказистых, где не ожидаешь отведать что-нибудь стоящего. И таких «неказистых» мне попадалось много. Персонал любит свой маленький кабачок и работает как единая команда. Я особенно уважаю такие заведения, где люди трудятся не за большой куш, а за совесть. Черт возьми, приятно! Рекомендую!

Руслан Лагутин

Фото автора

Друзья, любители путешествий по России! Если вы хотите поделиться своими гастрономическими исследованиями пишите, обсудим.

Добро пожаловать в Инстаграм Микропутешествий
Приглашаем вас подписаться на Инстаграм Микропутешествия. Здесь интересные вести и сюжеты от единомышленников со всей России. Присоединяйтесь!